Abril Despedasada

Бразилия - Франция - Швейцария, 2001 год
По роману Измаила Кадаре "Разбитый апрель"
Сценарий - Валтер Саллес, Сержио Машаду и Карин Аиноуз
Режиссер - Валтер Саллес (Walter Salles)
Композитор - Антонио Пинту

В ролях:
Rodrigo Santoro - Тоньу
Jose Dumont - отец
Rita Assemany - мать
Ravi Ramos Lacerda - Паку (Малыш)
Flavia Marco Antonio - Клара
Luiz Carlos Vasconcelos - Салустиану

Премия Венецианского кинофестиваля

Номинация на премию "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм, 2002 г.

Номинация на премию Британской за лучший иностранный фильм киноакадемии, 2002 г.

Драма

     Бразилия, 1910 год. Две семьи издавна враждуют, оспаривая друг у друга участок земли. Семья главного героя Тоньу живет в крайней бедности. Мать, отец, Тоньу, старший брат Инасиу и младший братик, которого все зовут Малыш (Menino), целый день проводят в труде, рубят сахарный тростник и при помощи стоящей во дворе примитивной мельницы обрабатывают его. Труд настолько тяжел, что даже быки, вращающие мельницу, не выдерживают, падают в изнеможении. Так проходит день за днем. Малыш, чудесный мальчик лет семи, сам себе рассказывает сказки про русалочку - это единственное развлечение его детства. Братья очень дружны, иногда раскачивают до небес друг друга на качелях, и тогда в зловещей тишине раздается детский смех. Тишина действительно стоит зловещая, потому что обе семьи знают: вековая война не закончена, рано или поздно будет убит их сын, и оставшийся старшим сын обязательно отомстит за брата, и будет новая кровь, и предела этому нет и не будет...

     Вот так однажды, когда на дворе стоял апрель, выстрелом из зарослей убит Инасиу, старший брат. Отец приказывает двадцатилетнему Тоньу отомстить за брата. Обе стороны измучены кровавым противостоянием, но ослушаться главу семьи дети не могут. И вот уже Тоньу берет в руки оружие, и снова выстрел, и снова кровь.

     Семья убитого приговаривает Тоньу к смерти, отмерив ему жить пока не пожелтеет кровь на рубашке убитого. Малыш уговаривает Тоньу уйти из дома, чтобы выжить, тем более, что Тоньу познакомился и полюбил девушку Клару из бродячего цирка. И Тоньу даже уезжает вместе с циркачами, но понимая, что это бесчестье для семьи, возвращается. Возвращается, чтобы стать мишенью для бессмысленной пули. И однажды роковой выстрел прозвучал, но пуля не попала в Тоньу. Пуля попала в Малыша...

     Это второе после фильма "Центральный вокзал" знакомство российского зрителя с кино Валтера Саллеса, так что уже можно отметить стиль режиссера - созерцательный реализм, минимализм, и пожалуй, главное: в центре - ребенок, беззащитный и не по годам мудрый, на плечики которого ложится все самое несправедливое, что только может преподнести жизнь.

     Об актерах

     Родригу Сантору (Тоньу)
     "Последнее солнце" - второй игровой фильм Родригу Сантору. Его кинодебют - фильм Луиса Бодански "Семиглавый зверь" (Bicho de Sete Cabecas), за который он получил Молодежный приз на кинофестивале Локарно-2001, был назван лучшим актером в Ресифи и на фестивале фильмов Бразилии -2000. Роль молодого студента, запертого в психиатрической больнице собственным отцом, понравилась бразильским критикам, Родригу Сантору был назван одним из многообещающих талантов страны. До этого актер был занят в театре и снимался в телесериалах.

     Жозе Думонт (Отец)
     Родился в Параибе в 1950 году, играть в театре начал в 1970е. После участия в фильмах "Лусио Флавио" (Lucio Flavio) Эктора Бабенко и "Gaijin: Roads to Freedom" Тизуки Ямасаки он вошел в число наиболее значимых актеров бразильского кино. В 1979 году в фильме Жозе Батисты де Андраде "O Homem que Virou Suco" сыграл переселенца с северо-востока, роль, за которую он получил приз как лучший актер на Gramado и Бразильском кинофестивале. На кинофестивале в Гаване в 1985 году он был назван лучшим актером за три фильма - "O Baiano Fantasma" Деноя де Оливеиры, "Avaete, Seed of Revenge" Зелиту Вианы и "Tigipio" Педру Жоржи де Кастру. Другие заметные роли в фильмах: "Час Звезды" (A Hora da Estrela) Сюзаны Амарал, "Забавы в господских полях" (Brincando nos Campos do Senhor) Эктора Бабенко и "Kenoma" Элиане Каффе.

     Рита Ассемани (Мать)
     Рита Ассемани начала работать в театре в 1980 году еще будучи подростком. Вскоре она стала одной из наиболее уважаемых актрис в Баии, сыграв в таких пьесах, как "Возмездие за наготу" (Toda Nudez Sera Castigada), "Балкон" (O Balcao), "Декамерон" (Decamerao) и "Кабаре Бразилия" (Cabare Brasil). В 1992 она участвовала в спектакле-монологе "Oficina Condensada", который пользовался большим успехом у публики и шел в театре больше года. В кино впервые Рита Ассемани появилась в "Центральном Вокзале" Валтера Саллеса, она единственная играла во всех трех историях полнометражного фильма "Три байянские истории" (Tres Historias da Bahia). За короткометражный фильм "Pixaim" она получила приз как лучшая актриса в Куритибе и на Фестивале бразильских фильмов.

     Рави Рамос Ласерда (Паку)
     "Последнее солнце" - первый игровой фильм Рави Рамоса Ласерды. Выбранный из сотен детей, до этого Рави появлялся как актер на общественных театральных фестивалях в Жоао Пессоа, штат Параиба, где он и родился. Ему громко аплодировали, когда он показывал сценку, играя нищего мальчика, подражающего Чарли Чаплину. Рави также появился в короткометражном кинофильме "Древо бедности" (A Arvore da Miseria), получившем ряд наград на Фестивале бразильских фильмов.

     Луиз Карлос Васконселус (Салустиану)
     В Умбузейру, штат Параиба, Луиз Карлос Васконселус еженедельно в течение 23 лет перевоплащался в клоуна Шушу, что привело его к неудержимой страсти к цирку. Ото одна из причин, почему Валтера Саллеса пригласил его на роль циркача Салустиано в "Последнем солнце". Его талант как директора театра в Параибе стал известен в начале 1990х, когда его представление "Vau da Sarapalha" проехало всю Бразилию, покорив критиков и публику. Луиз Карлос Васконселус дебютировал как актер в роли бандита Лампиао в фильме Лириу Феррейры и Паулу Калдаса "Baile Perfumado" (1997). В 1999 году он сыграл одну из основных ролей в фильме "Полночь/День первый" (Meia-Noite / O Primeiro Dia) Даниелы Томас и Валтера Саллеса, за которую ассоциацией критиков Сан-Паулу был признан лучшим актером. Другую запоминающуюся роль он сыграл в фильме Ондруша Ваддингтона "Я, ты, они" (Eu Tu Eles), который был отобран для специального показа на Каннском кинофестивале в 2000 году.

     Флавия Марку Антониу (Клара)
     Флавия Марку Антониу родилась в Сан-Пауло в 1978 году, но в 18 лет переехала в Салвадор, штат Баия. Влюбленная в цирк, Флавия в 1996 году записалась в Школу Циркового Исскуства Салвадора "Пиколино", и сегодня она остается членом школы. В начале 2001 года она вместе со Школой "Пиколино" 40 дней гастролировала по шести городам Франции. Флавиа состоит в группе "Клоуны Навсегда", объединяющей изучающих искусство клоунады. В этот же год она прошла кинопробы в фильм "Последнее солнце", а также начала заниматься в Театральной школе Федерального Университета Баии. Она уже появилась в нескольких шоу в Салвадоре, среди них "Ночи Импровизации", которое имело успех в Театре Кастро Алвеса.


     Валтер Саллес, режиссер
     Работы Валтера Саллеса, как кино, так и документальные фильмы, сосредоточены вокруг тем изгнания, перерождения и поиска личности. Его фильм "Центральный Вокзал" получил 55 международных наград, включая Золотого Медведя на Берлинском Международном Кинофестивале 1998 года, Золотой Глобус за Лучший иностранный фильм, и Британской Академии Фильмов за Лучший иностранный фильм. Фильм "Иностранная Земля" (Terra Estrangeira, 1995) в Бразилии в 1996 году был назван лучшим фильмом года. "Иностранная Земля" выиграла 8 международных наград (включая Приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Париже и на фестивалях в Бергамо и Белфорте; кроме того, он был признан лучшим фильмом года публикой и Ассоциацией Критиков SESI) и был отобран более чем 40 кинофестивалями. Его документальные фильмы, включая "Socorro Nobre" и "Krajcberg, o Poeta dos Vestigios" завоевали призы на многих международных фестивалях, включая Fipa d'Or, приз за лучший исследовательский документальный фильм и приз зрительских симпатий на фестивале Пополи в Италии. Кроме этого, Валтер Саллес стал продюсером первых игровых фильмов молодых бразильских режиссеров, например, "Мадам Сата" (Madame Sata) Карима Айноуза, "Город Бога" (Cidade de Deus) Кати Лунд и Фернанду Мерейллиса, а также документального фильма Сержиу Машаду "На краю земли" (Onde a Terra Acaba).

(Авторы статьи Марина и Milena, февраль 2003)


[главная] [где купить]
[биография] [фильмы] [переводы]
[интервью и рецензии] [ссылки] [фотогалерея]


Поддержка EduWOW! [education_worldwide]